Портфолио студента ГБОУ СПО ТИТ КК

Положение о портфолио студента ГБОУ СПО ТИТ КК (скачать)

Портфолио как технология оценки и самооценки, анализа и представления значимых результатов профессионального и личностного становления будущего специалиста (рабочего) в условиях реализации ФГОС НПО/СПО

Оценка качества освоения ОПОП

Необходимым условием допуска к государственной (итоговой) аттестации является представление документов, подтверждающих освоение обучающимся компетенций при изучении теоретического материала и прохождении практики по каждому из основных видов профессиональной деятельности. В том числе выпускником могут быть представлены отчеты о ранее достигнутых результатах, дополнительные сертификаты, свидетельства (дипломы) олимпиад, конкурсов, творческие работы по специальности, характеристики с мест прохождения преддипломной практики (п.8.5 ФГОС СПО). 

Необходимым условием допуска к государственной (итоговой) аттестации является представление документов, подтверждающих освоение обучающимся компетенций при изучении им теоретического материала и прохождении учебной практики (производственного обучения) и производственной практики по каждому из основных видов профессиональной деятельности. В том числе выпускником могут быть предоставлены отчеты о ранее достигнутых результатах, дополнительные сертификаты, свидетельства (дипломы) олимпиад, конкурсов, творческие работы по профессии, характеристики с мест прохождения производственной практики   (п.8.5 ФГОС СПО). 

Федеральный государственный контроль качества начального и среднего профессионального образования на региональном уровне (проект методических рекомендаций)

Экспертиза качества освоения обучающимися образовательных программ



Историческая справка

«Портфолио» в переводе с английского языка означает «портфель», «папка»; с французского языка - «излагать», «формулировать», «нести», «лист», «страница» или «досье», «собрание достижений»; с итальянского - «папка с документами», «папка специалиста», «рекламный проспект». 
Слово «портфолио» не склоняется, слово используется в мужском и среднем роде (орфографический словарь Российской академии наук). 
Слово «портфолио» возникло в эпоху Возрождения, так итальянские архитекторы называли папки, в которых приносили на суд заказчика свои строительные проекты. 
В наше время термин «портфолио» используется профессионалами из области искусства: портфолио творческих работ. Портфолио фирм помогают продвигать на рынке предоставляемые фирмами услуги, способствуют поиску заказчиков и потребителей услуг. 
Начиная с 1960-х гг. в американской педагогике портфолио стали называть также папки индивидуальных учебных достижений учащихся. Они могут содержать их рефераты, сочинения, эссе, решения задач – все, что свидетельствует об уровне образования и духовной эволюции учащегося. 
В 90-х годах о портфолио заговорили специалисты российской системы образования. 

Определения


  • Портфолио - новая форма контроля и оценки достижений учащихся, его характеристика, доказательство прогресса в обучении по результатам, приложенным усилиям, по материализованным продуктам учебно-познавательной деятельности (Педагогический словарь библиотекаря. - Спб: РНБ, 2005-2007)  
  •  Портфолио является формой аутентичного оценивания образовательных результатов по продукту, созданному обучающимся в ходе учебной, творческой, социальной и других видов деятельности. (Письмо Минобрнауки России от 04.03.2010 № 03-412) 
  • Портфолио  - форма целенаправленной, систематической и непрерывной оценки и самооценки учебных результатов обучающегося 
  • Портфолио систематический и специально организованный сбор доказательств, используемых преподавателем и обучающимся для мониторинга знаний, навыков и отношений обучаемых
  • Портфолио – это коллекция работ и результатов обучающегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях 
  •  Портфолио - рабочая файловая папка, содержащая многообразную информацию, которая документирует приобретенный опыт и достижения обучающегося
  • Портфолио способ (метод) фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений студента за период его обучения (в широком смысле слова). 
  • Портфолио представляет собой одновременно форму, процесс организации и технологию работы студентов с продуктами их собственной творческой, исследовательской, проектной деятельности, предназначенными для презентации, анализа, оценки, развития рефлексии, для осознания ими результатов своей деятельности.  
  • Технология портфолио - это система организации оценивания преподавателями успехов студента, трудностей, с которыми он сталкивается, и путей их преодоления. Портфолио является также инструментом самоорганизации, самопознания, самооценки, саморазвития и самопрезентации студента. 
  • Портфолио новый подход к обучению, новый способ работы, выражающий современное понимание процесса преподавания, новую культуру учения.  

Отличие портфолио от традиционных форм оценки и контроля


  • cмещение акцента с того, что студент не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет, способен сделать; 
  • интеграция количественной и качественной оценок разнообразных продуктов учебно-познавательной деятельности в процессе всего периода обучения; 
  • перенос педагогического ударения с оценки на самооценку; 
  • сотрудничество преподавателя и студента с целью целенаправленной, систематической и непрерывной оценки и самооценки учебных достижений, приложенных усилий и прогресса в обучении; 
  • интеграция составляющих процесса обучения: преподавание, учение и оценивание; 
  • дополнение и расширение возможностей традиционных методов контроля и оценки.


Основной смысл портфолио: "Показать все, на что ты способен"

Цели


  • представить отчёт по процессу образования подростка, увидеть «картину» значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ученика в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретённые знания и умения (Письмо Минобрнауки России от 04.03.2010 № 03-412); 
  • сбор и представление документов, подтверждающих освоение обучающимся компетенций при изучении теоретического материала и прохождении практики по каждому из основных видов профессиональной деятельности (п.8.5 ФГОС СПО/НПО); 
  • отслеживание, оценивание и представление результатов формирования общих и профессиональных компетенций, динамики индивидуального развития и личностного роста в разнообразных видах деятельности - учебной, воспитательной, творческой, самообразовательной , поддержка образовательной и профессиональной активности и самостоятельности студента; 
  • повышение саморефлексивности студентов по отношению к процессам обучения, которая рассматривается как предпосылка повышения самоответственности студента по отношению к обучению, самостоятельности в организации процесса обучения (т.е. движение в сторону самообучения) и участие в процессе оценивания качества результатов обучения.

Задачи

Портфолио позволяет решить две основные задачи:
  • проследить индивидуальный прогресс обучающегося, достигнутый им в процессе получения образования, вне сравнения с достижениями других учеников; 
  • оценить образовательные достижения обучающегося и дополнить результаты тестирования и других традиционных форм контроля. 
Педагогические задачи:
  • поддерживать высокую учебную мотивацию школьников; 
  • поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения; 
  • развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности обучающихся; 
  • формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность; 
  • содействовать индивидуализации (персонализации) образования школьников. 

Письмо Минобрнауки России от 04.03.2010 № 03-412



Задачи (с учетом специфики НПО\СПО)


  • отслеживание и оценка формирования общих и профессиональных компетенций, индивидуальных достижений студента, динамики развития профессионально-значимых качеств, причем вне прямого сравнения с достижениями других студентов, на основе накопления и систематизации документов, отзывов, работ, других свидетельств; 
  • объективизация оценки индивидуальных достижений студентов в комплексе с другими традиционными и инновационными формами контроля и оценки; 
  • совершенствование навыков целеполагания, планирования, организации и презентации собственной деятельности и профессионально-личностного саморазвития; 
  • поощрение активности и самостоятельности студентов, расширение возможности их самореализации; 
  • формирование и совершенствование учебной мотивации, мотивации достижений и мотивации на профессиональную деятельность; 
  • развитие навыков рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности студентов; 
  • использование портфолио как основы для будущего карьерного роста студента.

Электронное портфолио

совокупность работ студен­тов, собранных с применением электронных средств и носи­телей. Эти средства или носители являются либо компакт-дисками (электронное портфолио), ли­бо в виде вебсайта, блога (онлайн-портфолио) 

Электронное портфолио может служить:
  • инструментом радикальной информационно-коммутативной модернизации учебного заведения; 
  • инновационным средством воспитательной работы, направленной на повышение самостоятельности и ответственности студентов; 
  • оценочным средством, которое в совокупности с традиционной аттестацией позволяет проводить более валидную, т.е. более значимую и достоверную аттестацию студентов; 
  • инструментом постоянного совершенствования информационной компетенции студентов, которые будут вынуждены систематически применять разнообразные программные продукты в процессе формирования цифрового портфолио.

Комментариев нет:

Отправить комментарий